"Укрощение барочного ветра или Флейты в эпоху Барокко" 7+

"Укрощение барочного ветра или Флейты в эпоху Барокко" 7+

концерт из цикла "Грани эпох"
.
13 апреля 17:00
Представим исторические флейты: траверс-флейту и барочные блокфлейты. Флейты будут звучать сольно и в ансамбле с барочной виолончелью и клавесином.
.
Длительность 1 час 20 мин
.
Стоимость 2000 р.

Траверс-флейта

Изображение

Траверс-флейта

Инструмент Александры Обнорской создан современным мастером из Германии Штефаном Беком и сделан по чертежам немецкого флейтиста, композитора, музыкального теоретика, флейтового мастера и педагога Иоганна Иохима Кванца (30 января 1697, Шеден — 12 июля 1773, Потсдам).

Этот инструмент по своей конструкции отличается от других барочных флейт тем, что он состоит из 5 составных частей (обычно траверс-флейты 4-хчастные), что позволяет добиться более богатого тембра и более точной настройки.
Вообще траверс-флейту отличает от современного инструмента практически отсутствие механики, то есть системы клапанов. У таких флейт мы можем увидеть 1, максимум 2 клапана.
Это весьма затрудняет задачу для исполнителя в плане изобретения различных аппликатур для более чистого и яркого звучания.
Кстати, о тембре, барочная флейта обладает мягким, порой даже матовым звуком, очень близким по своему характеру к человеческому голосу. Такой эффект достигается, в первую очередь, благодаря материалу, из которого сделан инструмент (в данном случае это черное дерево), и обратно-конической форме звукового канала. То есть головка флейты шире, чем раструб - из-за такой конструкции мы можем наслаждаться таким звучанием: богатым по тембру, но достаточно тихим, особенно в нижнем регистре.

Блокфлейта

Изображение

Блокфлейта

Наряду с траверс-флейтами, в эпоху Барокко сохраняли свои позиции и, казалось бы, более ранние блокфлейты. Это продольные флейтовые инструменты, звучащие очень открыто и звонко благодаря составной части, называемой "блоком", схожей с более понятным всем свистком. В концерте прозвучат современные реплики барочных блокфлейт разного размера: сопрано и альт.

Барочная виолончель

Изображение

Барочная виолончель

Виолончель Александра Листратова имеет бесценную историческую значимость. Она сделана в XVI веке самим дедушкой Великого Амати - Андреа Амати.

Раньше виолончель не имела шпиля. Сейчас мы такую виолончель называем барочной. Струн металлических не было, поэтому все струнные инструменты имели жильные струны. Звук не мог быть таким сильным и длинным как на академической виолончели. Соответственно и смычки были совершенно другие. По форме они больше походили на конструкцию лука.

Спинет

Изображение

Спинет

Мария Успенская о спинете

"Спинет - это разновидность клавесина.
Инструмент хоть и с клавишами, но с щипковым извлечением звука.
Спинет имеет компактную треугольную форму. Был распространён в XV-XVIII веках. Применялся для домашнего и камерного музицирования. Часто был без ножек (подстолья) и просто клался на любую плоскую поверхность, что делало его очень мобильным инструментом. Большие клавесины перестали изготавливать к XIX веку, а маленькие продолжали делать, они были в ходу даже в первой половине XIX века.
Модель моего спинета была спроектирована в 2000-ые годы английским мастером сэром Дэвидом Болтоном по модели итальянского спинета мастера П. М. Орландуса, 1710 года.
В 2009 году московский мастер Дмитрий Белов, прошедший обучение у сэра Болтона в Англии, создал мой спинет.
На таком инструменте можно играть музыку как сольную, так и ансамблевую. Как старинную, так и клавесинную музыку, написанную уже в XX веке или в наше время, если она понравится.
Спинет мой большой путешественник. Очень любит ездить на поездах и машинах и выступать со мной на концертах. Он очень чуткий и, немножко, обидчивый. Перед каждой репетицией или концертом он просит настройки. Мороз, сквозняки, дождь и сильная жара, а иногда и небрежные, неучтивые прикосновения ученических пальцев приводят его в сильное беспокойство и он даже может захворать и главное во время помочь ему".

Авторы

Якоб Ван Эйк
Антонио Вивальди
Жозеф Боден де Буамортье
Иоганн Себастьян Бах
Франц Данци

Исполнители

Изображение
АЛЕКСАНДРА ОБНОРСКАЯ
Является концертирующим в составе различных ансамблей исполнителем, солистом барочной капеллы "Золотой век" под руководством А. Листратова и приглашенным солистом оркестра "Questa musica" под руководством Ф. Чижевского. Играет на оркестровой флейте, барочной флейте, флейте Мейера 19 века и блокфлейтах.
Изображение
АЛЕКСАНДР ЛИСТРАТОВ
художественный руководитель барочной капеллы «Золотой век», исполнитель – солист на виолончели и барочной виолончели.
Изображение
МАРИЯ УСПЕНСКАЯ
доцент кафедры клавишных инструментов факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории