"Разговоры струн" 7+

"Разговоры струн" 7+

концерт из цикла "Грани эпох"
.
15 декабря 17:00
Сосредоточимся на барочной скрипке. Увидим и услышим все её особенности строения и звучания в сольной и ансамблевой музыке.
В концерте будет звучать не только скрипка, но и другие старинные инструменты - барочная виолончель и спинет.
.
Длительность 1 час 20 мин
.
Стоимость 2000 р.

Барочная скрипка

Изображение

Барочная скрипка

Фатима Лафишева о скрипке

"Моя скрипка - подлинный исторический раритет, сделана датским мастером XVIII века - С. Ларсеном. Особенность её в том, что она каким-то чудесным образом осталась в своём неизменном виде в эпоху романтизма. Дело в том, что всем инструментам XVII-XVIII веков в XIX столетии переделывали шейки, меняя угол вхождения в корпус. Менялась эстетика, залы и, соответственно, менялись запросы к звучанию и возможностям инструментов. Моя же скрипка осталась нетронута, что для меня особенно трепетно. На ней стоят жильные струны, сыграно много разной музыки и у нее свой характер, очень чувствительный и немножечко дамский.

Каждая музыкальная эпоха имела свою форму смычка. На концерте будет возможность рассмотреть ближе мой смычок, который имеет другую форму, а держать я его буду не так, как принято в наше время".

Барочная виолончель

Изображение

Барочная виолончель

Виолончель Александра Листратова имеет бесценную историческую значимость. Она сделана в XVI веке самим дедушкой Великого Амати - Андреа Амати.

Раньше виолончель не имела шпиля. Сейчас мы такую виолончель называем барочной. Струн металлических не было, поэтому все струнные инструменты имели жильные струны. Звук не мог быть таким сильным и длинным как на академической виолончели. Соответственно и смычки были совершенно другие. По форме они больше походили на конструкцию лука.

Спинет

Изображение

Спинет

Мария Успенская о спинете

"Спинет - это разновидность клавесина.
Инструмент хоть и с клавишами, но с щипковым извлечением звука.
Спинет имеет компактную треугольную форму. Был распространён в XV-XVIII веках. Применялся для домашнего и камерного музицирования. Часто был без ножек (подстолья) и просто клался на любую плоскую поверхность, что делало его очень мобильным инструментом. Большие клавесины перестали изготавливать к XIX веку, а маленькие продолжали делать, они были в ходу даже в первой половине XIX века.
Модель моего спинета была спроектирована в 2000-ые годы английским мастером сэром Дэвидом Болтоном по модели итальянского спинета мастера П. М. Орландуса, 1710 года.
В 2009 году московский мастер Дмитрий Белов, прошедший обучение у сэра Болтона в Англии, создал мой спинет.
На таком инструменте можно играть музыку как сольную, так и ансамблевую. Как старинную, так и клавесинную музыку, написанную уже в XX веке или в наше время, если она понравится.
Спинет мой большой путешественник. Очень любит ездить на поездах и машинах и выступать со мной на концертах. Он очень чуткий и, немножко, обидчивый. Перед каждой репетицией или концертом он просит настройки. Мороз, сквозняки, дождь и сильная жара, а иногда и небрежные, неучтивые прикосновения ученических пальцев приводят его в сильное беспокойство и он даже может захворать и главное во время помочь ему".

Авторы

Генрих Игнац Фон Бибер
Иоганн Кристиан Штумпф
Иоганн Кристоф Пеппуш
Карл Филипп Эммануил Бах
Жан Батист Барьер

Исполнители

Изображение
ФАТИМА ЛАФИШЕВА
выпускница Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу скрипки, солистка барочной капеллы «Золотой век»
Изображение
АЛЕКСАНДР ЛИСТРАТОВ
художественный руководитель барочной капеллы «Золотой век», исполнитель – солист на виолончели и барочной виолончели.
Изображение
МАРИЯ УСПЕНСКАЯ
доцент кафедры клавишных инструментов факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории